Показать ещё Все новости
Как делаются большие велотуры
Александр Круглов
Джиро
Комментарии
Огромный караван велосипедного тура – это особый мир, который живёт по своим законам и традициям и несёт праздник в каждую деревню.

Велосипедный спорт в России вряд ли входит в десятку самых популярных. В советские времена мы лишь понаслышке знали, что такое «Тур де Франс», а позже так и не увидели велоспорт на доступном телевидении. Да даже если взглянуть на картинку кабельных телеканалов, трудно сразу понять, кто едет, зачем едет и что можно рассмотреть в толпе из 200 спортсменов на протяжении нескольких часов. В Италии, где корреспондент «Чемпионата» наблюдают за «Джиро», о ней знают и говорят уже сотню лет, а небольшие городки годами ждут, когда розовый караван заглянет к ним в гости. Из чего же состоит «Джиро» и за что её любят.

КАРАВАН

Когда мы приехали из аэропорта в отель, первое, что увидели, это десятки машин, раскрашенные в цвета профессиональных команд, и сотни людей, суетящихся вокруг них словно пчёлы. Всего в туре их 22.

«Каждый день караван переезжает на новое место, порой преодолевая сотни километров, а иногда и морские препятствия».

Причём это не только девять гонщиков, но и тренеры, механики, массажисты и прочий обслуживающий персонал. Вместе с акулами пера наберётся под тысячу человек. Каждый день караван переезжает на новое место, порой преодолевая сотни километров, а иногда и морские препятствия.

День в таком режиме проходит незаметно. Завтрак-ужин, гонка, переезд и пару часов на восстановление и зализывание ран, которые гонщики, соприкасаясь с асфальтом, получают регулярно. Сами спортсмены передвигаются в большом и комфортном автобусе. Красную машину нашей «Катюши» в Италии знают все, а многие и с удовольствием фотографируются рядом с ней. Легковые машины-«технички» перевозят персонал, велосипеды на крыше и запчасти к ним. Водители одной команды при обгоне приветствуют друг друга шуточными сигналами: «Эй, не зевай приятель!».

ОРГАНИЗАЦИЯ

Все этапы трёхнедельной гонки устроены одинаково комфортно и для зрителей, и для спортсменов, но проходят всегда по-разному. Для обычного равнинного этапа главные места сбора фанатов – это зоны финиша и старта, украшенные в розовые цвета. Именно такую майку носит текущий лидер гонки, а потому им украшено здесь всё от шляп болельщиков, до чашек в которых подают кофе. Здесь сотнями продаются сувениры, стоят как тренажёры — профессиональные велосипеды, на которых покрутить педали может каждый желающий и выстроена огромная сцена.

Перед стартом по традиции на неё поднимается каждый гонщик, оставляет автограф на память и тем самым подтверждает своё участие. На финише здесь чествуют победителей с неизменными атрибутами, длинноногими красавицами и бутылкой шампанского. Посмотреть на любимцев приходят и пешие, и конные. «Конные» восседают на велосипедах различных эпох от послевоенных железных меринов до современных карбоновых жеребцов, о которых мечтают многие велолюбители. Приехали и себя показать, и на более профессиональных коллег посмотреть. Городкам на пути этапа повезло меньше. Их зрителям остаётся вывесить розовые шарики и флаги на балконе и кричать что есть мочи те пару минут, что караван проносится мимо.

При желании можно найти форму любой команды любого года

При желании можно найти форму любой команды любого года

ТРАССА

Подготовка трассы для этапа не так проста, как кажется. Нужно не только в определённое время перекрыть два конца трассы для посторонних машин, но и нанести разметку с указателями оставшегося пути до финиша, поставить рекламные щиты, а в некоторых местах и ограждения для зрителей. Безопасность участников обеспечивают машины скорой помощи и полиции, а по ходу движения пелотон сопровождает несколько десяток машин-техничек, готовых в любой момент решить техническую неисправность. По-своему готовятся и болельщики, которые надевают оригинальные наряды, украшают свои дома, а нередко и саму трассу. Так, на горных склонах, где настоящие фанаты велоспорта собираются задолго до старта, прямо на трассе появляются надписи, посвящённые их кумирам.

ГОНЩИКИ

Нелепо думать, что каждый из 200 гонщиков стремится к победе на каждом из 21 этапа Гранд-тура. На самом деле в пелотоне существует чёткая иерархия, и роли каждого распределены заранее. «Генеральщики» борются за победу в общем зачёте и обладание лидерской (розовой на «Джиро») майкой.

«Для большинства гонщиков за честь само участие в Гранд-туре, но в будущем они мечтают о повышении своего статуса, ведь плох тот солдат, который не хочет стать генералом».

Это белая кость любого Гранд-тура, так как их интересам подчинена вся работа команды. Но даже им не нужно побеждать каждый день. На равнинных этапах главная задача не отстать от общей группы и не получить травму в завале. Их час-икс приходит в горах, где пора осуществлять подготовленную всей командой атаку, чтобы заработать максимальный задел или же расправиться с соперниками в индивидуальной гонке на время, для которой используются велосипеды специальной конструкции.

Спринтеры специализируются на равнинных этапах. Их задача удержаться в головной группе, набрать скорость на колесе партнёров-разгоняющих, а затем, вырвавшись из-за спины, опередить конкурентов в финишном створе. Отдельный весьма внушительный пласт составляют опытные гонщики, по тем или иным причинам не готовые бороться за общую победу. Они составляют широкую и разнородную группу охотников за этапами. Внимательно изучают профиль каждой трассы, находят для себя подходящую, планируют победную тактику и дерзают. Везёт лишь счастливчикам-единицам. Основная масса пелотона – это грегари. Их задача – исключительно обслуживающая работа: погоня за отрывом, привоз воды для других членов команды, помощь упавшим или проколовшимся лидерам команды, которых они готовы посадить на колесо или отдать им своё. Для большинства из них за честь само участие в Гранд-туре, но в будущем они мечтают о повышении своего статуса, ведь плох тот солдат, который не хочет стать генералом.

ЭТАПЫ

Каждый этап большого «Тура» уникален. В отличие от формулы-1 его маршрут никогда не повторится точь-в-точь ни спустя год, ни спустя десятилетие. А потому домашние заготовки могут использовать только спортсмены, тренирующиеся в этих краях, но на практике и они не всегда срабатывают. На первой половине преобладают равнинные этапы. Они всегда опасны массовыми завалами с обилием травм, так как весь пелотон рвётся вперёд монолитной массой и все стремятся занять в нём более комфортную позицию. Выиграть отрыву на таком этапе удаётся лишь пару раз из ста, а самые лакомые куски достаются спринтерам.

Этапы со средним рельефам покорны всем категориям гонщиков. На них, как правило, образуется ранний или поздний отрыв, который и разыгрывает победу между собой. Наконец, самый лакомый кусок для велосипедного гурмана – горные этапы. Самые популярные перевалы в велоспорте давно обросли легендами и стали местом основных сражений за победу. Здесь можно за несколько минут проиграть всё или наоборот сделать ключевой шаг к победе. Однако старая мудрость гласит: на одном этапе выиграть Гранд-тур нельзя, а проиграть можно. Наконец, в каждом Гранд-туре есть два-три этапа, который гонщики или целые команды едут с раздельным стартом на время. У них свои специалисты и свои герои.

Автопарк «Катюши»

Автопарк «Катюши»

КОЛОРИТ

У каждого из Гранд-туров свои особенности. Детище итальянской La Gazetta dello Sport всегда славится самым тяжёлым маршрутом с восхождением на несколько убойных вершин. Не случайно Италия во все времена славилась своими горовосходителями. Здесь о велоспорте может говорить каждый от официантки в ресторане до полицейских. Любой желающий может на ходу заскочить в любое заведение, где идёт просмотр «Джиро», и ему в течение 30 секунд объяснят полную диспозицию гонки. Нет ни одного города или деревушки Италии, где бы ни ждали появления «Джиро».

Местные газеты уделяют событию по нескольку полос и публикуют полные результаты, а по телевидению помимо серьёзных ток-шоу показывают яркие сюжеты о зрителях «Джиро» или предшествующей этапу гонке юных мастеров, будущих покорителей Альп.

ДЖЕНТЛЬМЕНСТВО

Несмотря на достаточно жёсткую борьбу на трассе, пелотон живёт по неписаным джентльменским законам, в которых далеко не все средства для победы хороши. К примеру, попытки оторваться во время остановок на обеденный перерыв, падений соперников и прочих внештатных ситуаций всегда осуждаются. Команда, владеющая розовой майкой, также, по негласному правилу, обязана «везти» пелотон и догонять отрывы. В последнее время нравы немного изменились и отступления от «кодекса чести» случаются всё чаще. К примеру, нынешний лидер «Джиро» австралиец Кэдел Эванс заработал задел в то время, пока его соперники выбирались из завала, за что был подвергнут всеобщей обструкции. Кто знает, чем ему обернётся эта выходка и не захотят ли соперники объединить усилия и наказать дерзкого оппонента в горах.

Комментарии