Мосли: командам хватит 30-40 миллионов
Пётр Геллер
Комментарии
Во второй части своего интервью президент FIA Макс Мосли продолжил обсуждать последствия финансового кризиса. Также он заявил, что в 2010 году в Формуле-1 могут появиться новые команды.

Во второй части своего интервью президент FIA Макс Мосли продолжил рассказывать о том, что хочет снизить расходы команд на 80%, чтобы автокомпаниям не пришлось делать большие вложения. Кроме того, он заявил, что в 2010 году в Формуле-1 могут появиться новые команды.

Первую часть интервью с Максом Мосли читайте здесь: Мосли: уход «Хонды» не стал неожиданностью

— Если выбирать между двумя японскими автопроизводителями, то наверняка сложно было предположить, что уйдёт именно «Хонда». С другой стороны, у нас есть «Ред Булл», которому принадлежат две команды, и вопрос в том, как долго он сможет содержать их обе. В худшем случае на стартовой решётке может остаться 14 машин. Что случится после этого?
— Это хороший вопрос, потому что в прежние времена мы могли попросить команды выставить по три машины. Но сейчас они, скорее всего, ответят отказом.

В прежние времена мы могли попросить команды выставить по три машины. Но сейчас они, скорее всего, ответят отказом.

Я же пытаюсь сделать что-то совершенно другое, донести до команд, что нам необходимо существенно снизить расходы. Настолько снизить, чтобы они могли существовать на деньги, которые получают от FOM, при минимальном спонсорском пакете. В таком случае большим автопроизводителям или тому же «Ред Булл» не придётся инвестировать столько денег.

В данный момент всё очень сложно, и если количество машин сократится до 14, то у нас возникнут серьёзные проблемы.

— Ожидаете ли вы, что сохранится столько гонок – мы ведь уже потеряли Францию и Канаду?
—Я думаю, что у некоторых Гран-при могут возникнуть проблемы, особенно в Европе, потому что их налоги повышаются каждый год. Раньше они не чувствовали этих повышений, потому что платили налоги в долларах, который последние пять лет был слаб по отношению к евро.

Теперь всё поменялось и доллар усилился. Повысился и размер налога в их национальных валютах. Так что некоторые из Гран-при окажутся в беде. Но это уже проблемы Берни, ему нужно сделать так, чтобы в календаре было достаточно гонок.

— После того что случилось с «Хондой», каковы ваши предчувствия относительно ближайшего и отдалённого будущего Ф-1?
— Я очень оптимистичен относительно будущего, но лишь в том случае, если нам удастся провести существенное снижение расходов. У нас есть большая программа, которую мы хотим воплотить, но нужно согласие команд по большей части пунктов. Если мы добьёмся этого, то расходы снизятся до нужной отметки. Если не добьёмся, то я уже буду не столь оптимистичен.

— Видели ли вы последние предложения FOTA по снижению расходов и смогут ли они достичь своей цели?
— Меня проинформировали относительно вчерашней встречи и сообщили некоторые детали. Также я видел предложения с предыдущих встреч. Я не думаю, что этого достаточно, но также не думаю, что FOTA на этом остановится.

Ещё многое предстоит сделать до сезона-2009, а это, как я уже сказал, будет очень трудно. Гораздо, гораздо больше нам надо сделать к сезону-2010. Необходимо радикально пересмотреть абсолютно всё. Нужно снизить расходы не на 10-20%, а до 10-20% от нынешних бюджетов.

Я ожидаю, что команды смогут участвовать в чемпионате с бюджетом в 30-40 миллионов фунтов стерлингов.

— То есть если у команды сейчас бюджет в 200 миллионов фунтов стерлингов, то к 2010 году он должен сократиться до 30?
— Да. Я ожидаю, что команды смогут участвовать в чемпионате с бюджетом в 30-40 миллионов фунтов стерлингов. Если нам это удастся, то команды будут жизнеспособными исключительно благодаря спонсорским деньгам и выплатам FOM от продажи прав. Огромные субсидии со стороны автопроизводителей или миллиардеров в таком случае не понадобятся. Других источников денег я просто не вижу.

Главное помнить: мы можем снизить расходы до называемого уровня. И это возможно без участия зрителей с трибун или телевидения. Если вы взглянете на письмо, которое я разослал сегодня утром, то узнаете, что коробка передач будет стоить всего лишь 10% от той суммы, что тратится сейчас. Правда, она потяжелеет на пять килограммов. Но это не будет иметь никакого значения, потому что коснётся всех.

Если углубиться в детали, то в данный момент происходит настоящее безумие. Огромные суммы денег тратятся на получение крошечного преимущества – нам надо исправить ситуацию. Мы можем внести такие изменения без всякого вреда для спорта.

При нынешнем экономическом кризисе есть лишь несколько бизнесменов, которые могут сократить расходы на 80%, чтобы при этом клиенты ничего не заметили.

— Получали ли вы какую-либо реакцию от команд после вашего заявления о едином моторе и ожидаете ли, что четыре команды подпишут контракт к следующему четвергу?
— Я получил позитивные ответы от трёх команд, а будут ли они готовы присоединиться к нам – увидим. Нам надо провести встречу с участием всех команд до 11 числа.

— Как проходят переговоры между FIA и FOTA?
— У нас идёт очень, очень долгий диалог. Я припозднился на разговор с вами, потому что говорил по телефону с мистером (Лукой) ди Монтеземоло. Мы регулярно общаемся и оба решительно настроены на решение проблемы, так что я уверен: вместе нам это удастся.

— Сегодняшние события отрицательно скажутся на имидже Ф-1?
— Я так не думаю. Это не будет влиять на имидж Ф-1, если мы не продолжим терять команды и сможем найти им замену. Это важно.

Есть по меньшей мере два автопроизводителя, которые готовы были прийти в Формулу-1 в последнее время, но их остановили высокие расходы.

— Есть ли на примете потенциальные покупатели команд? Или какие-либо автопроизводители?
— Есть по меньшей мере два автопроизводителя, которые готовы были прийти в Формулу-1 в последнее время, но их остановили высокие расходы.

— Могут ли они присоединиться с 2010 года?
— Возможно. Если мы снизим расходы до того уровня, о котором я говорю, то в Формулу-1 могут вернуться предприниматели старой закалки, которым пришлось уйти в последние годы.

Я не буду называть имён, но есть такие люди, которые в данный момент просто не могут найти деньги. Не могли и в лучшие времена, это было невозможно – деньги могли найти только миллиардеры или автомобильные компании.

— В прошлом вы говорили о введении ограничения на размер бюджета. Вернётесь ли вы к этой идее после того, что произошло с «Хондой»?
— Думаю, что эта идея осталась в прошлом. Теперь мы хотим разрешить дорабатывать некоторые компоненты автомобиля, а развитие остальных запретить.

Когда мы сделаем это, то каждую область можно будет контролировать очень эффективно. Тут уже начинаем вдаваться в детали того, о чём будем говорить с командами. Но это вполне выполнимо – мы хорошенько всё обдумали и знаем, что можем сделать это. Вопрос лишь в том, чтобы привлечь на свою сторону всех остальных.

Комментарии