Показать ещё Все новости
Цена победы
Сергей Беднарук
Комментарии
"Дакар-2011" завершён. Какие выводы можно сделать из прошедшего марафона и чем он запомнится?

К сожалению, нынешний «Дакар» не мог похвастать закрученной интригой. Ещё до старта было понятно, что в «легковом» и «грузовом» зачётах заводские команды «Фольксваген» и «КАМАЗ» будут вне конкуренции. А в мотоциклетной категории, несмотря на изменение технического регламента, впереди вновь оказались два ведущих гонщика KTM – Марк Кома и Сириль Депрэ.

Ещё до старта было понятно, что в «легковом» и «грузовом» зачётах заводские команды «Фольксваген» и «КАМАЗ» будут вне конкуренции.

Дуэль испанца и француза словно повторяла сценарий прошлогодней гонки, но… с точностью до наоборот! На этот раз штраф от судей схлопотал Депрэ, благодаря чему Кома, которому словно вернули должок за обидное наказание предыдущего марафона, стал трёхкратным победителем «Дакара», сравнявшись по этому показателю со своим извечным конкурентом из Франции.

Гонщики на мотоциклах «Хонда», «Ямаха», «Априлия» и «Шерко» вновь не сумели угнаться за представителями австрийской марки – не помогло даже ограничение максимального рабочего объёма двигателей на отметке 450 куб. см…

Подводя итоги категории «мото», нельзя не отметить выступление россиянина Алексея Наумова, который уверенно преодолел всю дистанцию и благополучно добрался до финиша, заняв в итоговой классификации 73-е место. Свою задачу на этот марафон Алексей выполнил, став, кстати, первым мотогонщиком из России, который сумел завершить гонку.

В зачёте внедорожников первые три строчки оккупировали экипажи заводской команды «Фольксваген» — вполне ожидаемый результат, учитывая, что коллектив «Икс-Рейд», который считался главным соперником немецкого концерна, не располагает такими ресурсами и мощной поддержкой от BMW. Даже легендарный Стефан Петерансель не мог ничего противопоставить конкурентам на «Туарегах»…

В итоге вся интрига гонки свелась к дуэли Карлоса Сайнса и Нассера Аль-Аттия. Испанец контролировал ход борьбы на протяжении первой половины маршрута, но сначала провозился в чилийской пустыне, уступив инициативу катарцу, а на 11-м из-за проблем с подвеской окончательно утратил шансы повторить прошлогодний успех, выпустив на второе место триумфатора первого южноамериканского «Дакара» Жиньеля де Вильера. Ну а Аль-Аттия, год назад занявший второе место, на этот раз своего не упустил.

«Фольксваген» непобедим на «Дакаре» третий год подряд, и второй раз подряд немецкой марке достались все три призовых места. Что дальше? В компании всерьёз рассматривают возможность участия заводской команды в чемпионате мира по классическому ралли, а поэтому дакаровская программа может быть свёрнута – тем более доказывать немцам уже нечего…

Впрочем, организаторы «Дакара» из французской компании A.S.O. (она же, кстати, проводит знаменитую веломногодневку «Тур де Франс») делают всё возможное, чтобы удержать «Фольксваген», который не только является самой мощной командой марафона, но ещё и вносит солидную сумму за рекламу.

Организаторы «Дакара» из французской компании A.S.O. делают всё возможное, чтобы удержать «Фольксваген», который не только является самой мощной командой марафона, но ещё и вносит солидную сумму за рекламу.

Поэтому сейчас вовсю обсуждает перенос старта следующего «Дакара» из аргентинского Буэнос-Айреса в бразильский Рио-де-Жанейро.

Бразилия – ключевой рынок для этой фирмы, а поэтому её руководство заинтересовано в демонстрации своих автомобилей перед бразильской публикой. А организаторы марафона из компании вынуждены удовлетворять пожелания немцев, если не хотят, чтобы ещё один завод свернул свою дакаровскую программу – в любом случае, это негативным образом отразится на престиже гонки.

"Если организаторы «Дакара» перенесут гонку в другие страны Южной или Северной Америки, то мы поддержим их, – заявил директор автоспортивного департамента «Фольксваген» Крис Ниссен. – Мы заинтересованы в выступлении только в тех странах, которые являются важными рынками для нашей компании с точки зрения продаж автомобилей. В ближайшие месяцы высшее правление концерна примет решение об автоспортивной стратегии на последующие годы – думаю, что выбор будет делаться между долгосрочным выступлением в «Дакаре» и многолетней программой в WRC".

Официально о маршруте «Дакара-2012» ещё не объявлено, но сомневаться в том, что гонка снова, в четвёртый раз подряд, пройдёт по территории Латинской Америки, не приходится – в A.S.O. приложат все силы, чтобы удержать «Фольксваген». Вероятно, маршрут будущего марафона, помимо Аргентины и Чили, будет пролегать по территории Бразилии, Парагвая и Перу, в столице которого, Лиме, может состояться финиш.

Но если участие «Фольксвагена» в «Дакаре» вполне понятно – немцы рекламируют свою продукцию и успешно её продают в Латинской Америке, – то польза от бесчисленных побед прославленной дружины «КАМАЗа» не столь очевидна. На продажах серийной техники эти триумфы вряд ли сказываются.

«КАМАЗ» добился невиданного успеха на этом «Дакаре» – грузовики с берегов Камы заняли первые четыре места.

Да и с кем борется «КАМАЗ-мастер»? С командами транспортных фирм, гонщиками-любителями и машинами технического сопровождения? Другие производители грузовой техники, к сожалению, уже давно утратили интерес к «Дакару», поскольку сомневаются в маркетинговой отдаче от участия в нём – даже в официальных телеобзорах зачёту «камионов» уделяется меньше всего внимания…

«КАМАЗ» добился невиданного успеха на этом «Дакаре» – грузовики с берегов Камы заняли первые четыре места (победил в седьмой раз Владимир Чагин), хотя отважный чех Алеш Лопрайс на своей «Татре» долгое время трепал нервы подопечным Семена Якубова, выиграл два этапа и даже занимал вторую строчку, но затем сошёл из-за технических проблем.

Не стоит сомневаться, что в следующем году «КАМАЗ-мастер» снова вернётся на «Дакар» – и вновь победит. Ведь в отличие от «Фольксвагена» камазовцам идти фактически некуда. Единственный вариант – европейский трак-рейсинг, вот только победа там вовсе не гарантирована: «КАМАЗу» пришлось бы начинать всё почти с нуля…

Комментарии