На мокром месте
Светлана Амеличкина
Комментарии
Пока пилоты и команды анализируют итоги тренировок Гран-при Европы, мы в последний раз вспомним предыдущий этап в Монреале, по традиции дав слово очевидцам-болельщикам.

Гран-при Канады-2011, наверное, запомнят все поклонники Формулы-1 – драматические события с Льюисом Хэмильтоном в первой части, изменение погодных условий, сильный дождь, остановка гонки — и уже совсем необычная и динамичная развязка. Такой протяжённой по времени гонки не было за всю историю Формулы-1. Но во время этой гонки я не только следила за событиями и их отсутствием долгое время на трассе, но и думала о своих знакомых, которые в этот момент находились на некрытых трибунах. Я пыталась представить, что они испытывают в данный момент, и очень ждала их возвращения, чтобы задать свои вопросы Алексею Самохину, Александру Аксенову и Дмитрию Яцко.

— Вы уже не первый раз ездите на Гран-при Формулы-1. Чем, на Ваш взгляд, отличается трасса в Канаде?
А.С. Трасса, безусловно, отличается от европейских. Во-первых, это старая историческая трасса со своим уникальным дизайном — сейчас таких уже не строят. Во-вторых, даже в пятницу практически все трибуны были забиты до отказа! В Канаде очень любят Формулу-1, и это чувствуется. Видимо, из-за дороговизны логистики ни одного фирменного павильона представлено не было, а основная часть продававшейся атрибутики была связана с трассой. Была сцена с танцами, но, конечно, с Абу-Даби это сравнивать не стоит. Из удивительного – выставляли, например, машину NASCAR и всяких наскаровских спонсоров.

А.А. В пятницу мы поехали на арендованной машине на трассу. Первый шок: очень мало указателей — как будто гонки и не предстоит. Заехали в парк Жан-Драпо, кое-как нашли паркинг. Куда идти, тоже непонятно, но по звуку догадались. Главный вход один, через неширокий мост. Трасса зажата с одной стороны олимпийским гребным каналом, а с другой — протокой реки Святого Лаврентия.

В другие дни ездили на метро, там было тесно. Как я понял, многие специально приехали из Штатов (до Нью-Йорка примерно 400 км по хайвею), хотя американских флагов не было… А российский был! Специально привёз и, намотав на древко, торжественно прикрутил к трибуне! В основном все болеют за Алонсо-Льюиса, хотя и без европейского «истеризма».

С атрибутикой было явное разочарование: только стандартный набор дорогущих кепок «Феррари»-«Макларен»-«Мерседес». Вообще отсутствуют «Рено», «Маруся», «Форс Индия» и прочие. Шоу-рум также был только один, да и то с натяжкой — мерседесовский. Выставили надраенные тачки помощнее — думаю, местный дилер… Ну а уж гоночные болиды, девчонки в юбчонках и симуляторы отсутствовали напрочь.
— Какие гонки поддержки проходят на трассе в Канаде?
А.С. Заезды были только показательные. Очень понравились заезды исторических машин – легендарных «Лотусов», «Пенске», «Уильямсов» начала 80-х. И самое главное, что после этого можно было без проблем сходить в закрытый парк и поговорить с людьми, которые на них катаются, посмотреть, как осуществляется их настройка. Даже в таких простецких с виду машинах миллион разных мелких настроек. Мне было интересно. Ещё был чемпионат дилеров Ferrari. Но это мне трудно понять, так как когда все едут на одинаковых машинах, то за этим интересно наблюдать только в том случае, если ты понимаешь, кто внутри сидит и в чём интрига чемпионата. А так… ну едут себе и едут. Ещё была Формула-1600 – с ней та же история.

— На каких трибунах вы сидели, насколько «событийными» были ваши места?
А.С. Я сидел на 34-й трибуне — как раз напротив этой известной медленной шпильки, где машины разворачиваются на 180 градусов. Никаких особенных коллизий там не случилось, но вот попытки обгонов в разных частях пелотона происходили постоянно. При этом всё-таки, на мой взгляд, от действа сидел далековато, и если поеду ещё раз, то сяду на трибуну 24: там должно быть интереснее, ближе к жизни.

Я, видимо, уже привык и избаловался, а в этом году «кенгуру-ТВ» на трассе не выдавалось. Пришлось вспоминать старый добрый способ – фотографировать экран и смотреть текущее положение пилотов. Вообще я так понимаю, что «кенгуру ТВ» вступили в новую стадию своего развития – сначала они активно продвигались среди таких, как я, а теперь стали фиксировать прибыль – больше эти штуки на гонках в аренду не дают.

А.А. Трибуны по большей части разборные, алюминий (в России слова «алюминий» и «разборные» — синонимы). Наша была первой из трёх в шпильке (21). Из плюсов — видны торможение, сам 180-градусный поворот и разгон. Хотя трибуна сделана так, что, приближаясь к повороту на торможении, пилоты проезжают под самой трибуной, и видно их плохо. Но в каждом минусе есть и плюсы — зато их слышно очень хорошо, а запах сгоревшего топлива чувствуется очень явно. То есть практически 5D кинотеатр! Перед трибуной на четыре стороны сделан большой экран, так что все «в теме», что происходит, и не грустят, пока пилоты скрываются «с глаз долой».

Виталий Петров

Виталий Петров

— Вы побывали, по сути, на самой уникальной дождевой гонке. Расскажите о своих впечатлениях о ней.
А.А. То, что в воскресенье будет дождь, стало ясно с раннего утра: плотные тучи, ветер, понизившаяся температура… К сожалению, дождевика у меня не было. Понадеявшись на русский авось, оделся потеплее — сверху ветровка, и всё… Как в песне пелось: «Ах боже мой, как ошибалась я».

Старт за пейс-каром, конечно, не такой зрелищный, но, посмотрев на облака воды за антикрыльями, нужно было признать, что это было правильное решение. На первом круге все зрители вскочили, «заслонили пейзаж» и судорожно делали фото. Опасения, что вся гонка пройдёт в созерцании чужих спин, не подтвердились — потом не подпрыгивали. Трасса просыхала прямо на глазах, кто-то уже поехал «переобуваться», и тут… Сказать, что пошёл просто дождь, мало — был конкретный затяжной ливень. На трибунах, кроме зонтиков и дождевиков, укрытий не было, и через 10 минут, благоразумно решив, что порох (трусы) нужно держать сухими, я ударился в бега под трибуну. Гонка к этому времени была благополучно остановлена, так как трасса местами начала напоминать рядом находящийся гребной канал.

Я оказался не единственным «не подготовившимся», и вскоре под трибуной скопилась масса желающих не промокнуть… И вот тут-то все мы были безжалостно изгнаны на дождь секьюрити — типа «держать проходы свободными». Оглядели «перспективное» небо и решили сохранить остатки здоровья. Как оказалось, таких желающих было примерно 50% зрителей, и вся эта мокрая масса «ввалилась» в метро. Билеты намокли, и охранники просто смотрели на них, пропуская внутрь…

Д.Я. Гонка была незабываемой: её остановили, когда лужи были довольно глубокие и машины начали плыть. Я оделся по погоде плюс полиэтиленовый дождевик, так что вообще не промок и не замёрз (даже без пива). На нашей трибуне была группа болельщиков в одних майках — они постоянно грелись пивом, но помогало не сильно. Вторую часть гонки не выдержали, хотя она оказалась очень динамичной и богатой на события. Мои друзья, оставшиеся смотреть, пришли счастливые, но очень мокрые и практически все простудились. Ну а я «отскочил» — в общем, кто более выиграл, неоднозначно…

Закрытый парк исторических болидов

Закрытый парк исторических болидов

А.С. Это была моя первая дождевая гонка. Не в том смысле, что пару минут дождик поморосил — таких уже было несколько. Просто я два часа сидел на некрытой трибуне как будто под душем. Причём попытки спрятаться от дождя под трибуной тоже успехов не имели, так как специальные люди всячески это пресекали и выгоняли промокших под дождь.

Дождь, конечно, оказался для меня полной неожиданностью: поскольку я ехал в Орландо, то ничего теплее майки с коротким рукавом не брал. Когда в воскресенье утром понял, что дождь неизбежен и, кажется, сильный, я стал изо всех сил искать какой-то выход. Пришлось действовать решительно… Я притаился возле какой-то палатки с едой и стал выжидать, когда к стоящему рядом мусорному баку подойдёт человек поменять заправленный внутрь пакет. Дождался, взмолился и получил один чистый пакет в подарок! Другие люди это увидели, и за мусорщиком шлейф народу увязался. Стратегической ошибкой было проделать в этом мешке дырки под руки… В итоге помог он мне не сильно – всё равно к середине перерыва, вызванного дождём, ничего сухого на мне уже не было.

Сама гонка была фееричной, долгожданной и с неожиданной развязкой. В общем, я в восторге, мне очень понравилось! После заездов пускают на трассу – я пошёл посмотреть легендарный четвёртый поворот, в котором почему-то нет трибун… Когда я до него дошёл, дождь ливанул с новой силой, и начавшая было подсыхать одежда намокла с новой силой.

В Канаду очень сложный, нервотрёпный, непонятный и непредсказуемый по времени процесс получения визы. Не знаю, стал бы я морочиться им второй раз… Но, на счастье, мне дали визу на полтора года! Поэтому, как только началась продажа билетов, я свой заветный тут же приобрёл!

Комментарии