Кого винить в успехах Феттеля?
Александр Стельмах
Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо
Комментарии
Ф-1 устала от побед Феттеля, но за успех "Ред Булл” стоит благодарить чрезвычайно вялые команды, которые не смогли навязать борьбу.

Четвёртый подряд чемпионский титул Себастьяна Феттеля вызвал среди отдельных ярко выраженных групп фобов Феттеля едва скрываемое возмущение. Их позиция вкратце такова: ненавистники отказываются воспринимать лидера «Ред Булл» как чемпиона, достойного уровня Сенны, Лауды и Проста. Феттель, дескать, не сам добился успехов – ему помогла легендарная самовозка «Ред Булл», гений Эдриана Ньюи, зловредность Гельмута Марко и дискриминация вечного мученика Марка Уэббера. Дошло до того, что канонической и не вызывающей сомнения объявлена только первая победа Феттеля за «Торо Россо» – всё остальное потонуло в потоках обвинений и едкой критики.

Феттель, конечно, не одинок в ненависти народной: до него нападкам и гонениям подвергался Льюис Хэмилтон, причём вместе с отцом. Чемпион «Макларена» вызывал у некоторых болельщиков конкурирующих команд первобытную ярость, а сход Льюиса в гонке по уровню эмоциональной вовлечённости превращался для ненавистников в главное событие Гран-при.

Эффективность Феттеля – свидетельство кризиса «Феррари” и „Макларена”.

Протестующих против Феттеля условно можно разделить на несколько групп. Первая – самая странная: бывшие фанаты Шумахера. Это главный парадокс боления – люди, легко пережившие пять сезонов доминирования Шумахера подряд (с оттепелями вроде 2003 года), искренне возмущаются гегемонией “Ред Булл». Вторая – фанаты соперников. Страстные болельщики «Феррари», «Макларена», Райкконена и Алонсо не могут смириться с мыслью: объекты их поддержки лишены возможности выиграть. Положение усугублено относительной юностью «Ред Булл”: Феттель начал побеждать недавно и крепкой группы фанатов „Красных быков“ ещё не появилось. Наверное, именно поэтому на трибунах – свист и шумное выражение неодобрения. Возразить некому.

На фоне невероятной эффективности Феттеля последних гонок легко забыть: из четырёх титулов только два оказались завоёваны в комфортных условиях безраздельного доминирования. В 2010-м до самого конца последней гонки Себастьян ни разу не возглавлял зачёт чемпионата мира – и приехал в Абу-Даби аутсайдером в битве Уэббера и Алонсо. Австралиец в тот год числился главным претендентом на титул, но грубо ошибся на Гран-при Кореи, а в последних гонках смотрелся чрезвычайно вяло. Сомневающиеся в том, что Уэбберу позволено побеждать, запамятовали о том сезоне, когда именно Марк мог стать первым чемпионом „Красных быков”.

В 2012-м у “Макларена» было семь побед – столько же, сколько у «Ред Булл», причём в Абу-Даби Льюис Хэмилтон упустил дополнительные 25 очков из-за механических проблем. Вообще, прошлый сезон Формулы-1 начался с калейдоскопа триумфаторов (отметился даже Пастор Мальдонадо), и ни о какой гегемонии самовозок и Ньюи речь не шла.

В этом году болельщики, утомлённые Феттелем, могут смело адресовать своё разочарование Мартину Уитмаршу. «Макларен» имел в распоряжении самый быстрый болид 2012 года, но внезапно решил построить машину с чистого листа — в последний год действия актуального технического регламента. Судьба нанесла Уитмаршу дополнительный удар: когда «Пирелли» перешла на покрышки 2012 года, от этого больше всего выиграли «Ред Булл» и «Заубер», освоившие резину ещё в прошлом сезоне.

«Макларен” не смогла удержать Ньюи и воссоздать успех „Ред Булл”.

Список просчётов “Макларена” на этом не заканчивается. Провозглашённый главной причиной успеха „Ред Булл” Ньюи продолжительное время работал в Уокинге и даже привёл команду Денниса к Кубку конструкторов в 1998-м – последнему на сегодняшний момент. Почему Эдриан не чувствовал себя комфортно в “Макларене” и сбежал оттуда при первой возможности? Ответ неоднократно давал сам конструктор: сковывающая личную инициативу матричная структура управления и несколько случаев, когда решение Ньюи отменялось вышестоящим начальством. Эдриан так хотел покинуть „Макларен“, что ещё в начале 2000-х почти принял предложение своего давнего товарища Бобби Рейхола перебраться в „Ягуар“.

Разделить разочарование болельщиков, недовольных гегемонией Феттеля, может и Стефано Доменикали. Впрочем, определённая часть вины в бездействии красной команды лежит и на боссе „Скудерии“. Последний чемпионский титул „Феррари“ завоевала в 2007-м, Кубок конструкторов – годом позже. Все пять сезонов действующего технического регламента остались бесплодными для Маранелло. Райкконен стал чемпионом, используя багаж бесспорных достижений Жана Тодта и старые наработки. Между тем, за „Скудерию“ выступает один из самых сильных пилотов современности – Фернандо Алонсо.

В своё время „Феррари” отказалась от услуг Росса Брауна: тот публично заявил о своём намерении возглавить “Скудерию”, но получил отказ. Правда, в Маранелло начали энергично шевелиться – пригласили Эллисона из „Лотуса” и дважды вошли в одну реку с Кими Райкконеном.

Новый технический регламент может оказаться неприятным сюрпризом для соперников Феттеля.

Сейчас надежды соперников Феттеля и “Ред Булл” связаны с регламентом 2014 года. Предполагается, что резкая смена правил уравняет шансы команд пелотона и пятого чемпионского титула Феттеля придётся подождать. Многие открыто надеются на повторение истории 2009 года: сенсационная череда побед вчерашних середняков, которые обнаружили очередную „серую зону” регламента. Но и “Красные быки” с 2008 года стали гораздо крепче – сегодня богаче только „Феррари”. За пять лет коллектив из Уокинга резко сдал: бюджет “Макларена” уже на 50 % меньше, чем у „Ред Булл”. Спасёт ли Мартина Уитмарша “Хонда”? Проект начнётся лишь в 2015 году – и крайне маловероятно, чтобы всё заработало с самой первой гонки.

Просчёты на заре новой технической эры могут легко обеспечить очередной период доминирования Феттеля и „Ред Булл“. Если Мартин Уитмарш и Стефано Доменикали собираются сохранить свои высокие посты, для них настало время максимального напряжения.

Комментарии