«Я вышел из парка и увидел его — он рыдал словно ребёнок, — вспоминает аварию Макса Ферстаппена в одной из картинговых гонок Йос, его отец. — И потом говорит такой: «Папа, нам нужно идти за картом, это была последняя гонка». Я и ответил: «Не, не пойду. Хочешь карт? Вот иди и сам его тащи».
Этот инцидент произошёл в конце 2012 года. Максу тогда было 15 лет, Йосу — уже 40. Ферстаппен-старший к тому моменту не выходил на старт серьёзных соревнований уже три года. Его последняя большая гонка – 13-е место в «24 часах Ле-Мана» 2009 года. Последним Гран-при для Йоса Ферстаппена стала гонка на «Сузуке» в 2003-м, но слабая «Минарди» не давала возможности бороться по-настоящему.
Сейчас жизнь Йоса Ферстаппена крутится исключительно вокруг карьеры своего сына. Макс неоднократно повторял, что отец оказал на него огромное влияние и его помощь неоценима. Обычно это значит, что папа водит сына за руку и говорит ему, что он лучший. Но в семье Ферстаппенов всё не так. «После той аварии я неделю с ним не разговаривал, — продолжает Ферстаппен. — Я хотел, чтобы он запомнил этот урок».
Складывается ощущение, что Йос воспитывает не сына. Он воспитывает гонщика. И он точно знает, что делает.
Ферстаппен-старший нередко заканчивал гонки на обочине
Фото: Getty Images
Летучий голландец
Йос Ферстаппен метеором ворвался в мир больших гонок. За 12 лет в картинге он выиграл почти всё — дважды чемпион Голландии, дважды чемпион Европы, чемпион Бельгии, победитель картингового Гран-при Японии 1989 года. Вскоре отец юного дарования, Франс Ферстаппен, вышел на Хууба Ротенгаттера — бывшего пилота Формулы-1, в силу неудачной техники не набравшего ни одного очка в 30 гонках.
Ротенгаттер помог Ферстаппенам перейти в Формулы, где триумфальная поступь Йоса продолжилась. Его не останавливали ни старая техника, ни незнание трасс. На машине Формулы «Форд» в Зандворте Ферстаппен был дьявольски быстр — наблюдавшие за его заездами буквально сомневались в секундомере, думая, что он сломался. Дальнейшие успехи в Формуле «Опель» привели гонщика к Фритцу ван Амерсфорту, владельцу одной из сильнейших команд молодёжных серий, и Ферстаппен отправился покорять немецкую Формулу-3.
Именно в Формуле-3 в полной мере и раскрылся талант Йоса, его агрессивный стиль. На голландских трассах победить его было невозможно, но на незнакомых треках пилоту было труднее. Зачастую Ферстаппен заканчивал гонку на подиуме или в отбойнике. К счастью, к моментам таких сбоев на счету Йоса бывало уже достаточно для завоевания чемпионского титула побед.
В 1993 году Ферстаппен победил в Вунсторфе, на «Норисринге», «Нюрбургринге», «Зингене» и «Афусе». Этого с лихвой хватило для победы в чемпионате с комфортным преимуществом в 60 очков. Под конец сезона Ферстаппен получил награду «Голландский гонщик года». Приз ему лично вручал Кен Тиррелл — он же и пообещал организовать для Йоса тесты в Формуле-1.
1994 год в «Бенеттоне»
Фото: Getty Images
В «Пиранья-клубе» Флавио Бриаторе
В конце 1993 года Ферстаппен успешно провёл тесты и даже считался главным претендентом на вакантное место в «Макларене», но в итоге ему удалось получить лишь контракт запасного гонщика «Бенеттона» на сезон-1994. Впрочем, вскоре Йосу представился шанс выйти на старт — Джей-Джей Лехто не успел восстановиться к первому Гран-при сезона после аварии на тестах, и машину отдали голландцу. Так, после всего 52 гонок в Формулах Ферстаппен уже готовился выйти на старт Гран-при.
Сезон начинался на «Интерлагосе». Ферстаппен стартовал девятым, но вскоре вышел на пятое место, однако дальнейшему прорыву помешал Эдди Ирвайн, спровоцировавший аварию из четырёх машин. Вторая гонка проходила в Аиде, и дебютант снова прорвался на пятое место, однако вновь не смог финишировать — Ферстаппен вылетел с трассы на непрогретых после пит-стопа шинах. Добиться результатов Йосу не удалось, но его выступления оставили благоприятное впечатление.
На третьем этапе в Сан-Марино за руль второго «Бенеттона» вернулся Лехто, но вялые выступления финна привели к тому, что с седьмого этапа сезона вместе с Шумахером снова поехал Ферстаппен. Окрылённый доверием команды, Йос бросился работать с утроенной силой. На «Сильверстоуне» ему снова удался блестящий старт — некоторые считают, что лучшим «стартёром» в Формуле-1 был именно Йос, и он, наконец, впервые добрался до финиша — восьмое место.
Гонка в Германии Ферстаппену по большей части запомнилась зрелищным пожаром на пит-стопе, но уже в Венгрии голландец завоевал свой первый подиум. На протяжении всего уик-энда Йос был довольно быстр, провёл уверенную и стабильную гонку и финишировал третьим. Затем последовал скандал в Спа, когда судьи дисквалифицировали Шумахера за царапины на доске скольжения, и четвёртое место Ферстаппена превратилось в ещё один подиум.
После той гонки Михаэль был отстранён на три Гран-при, и напарником Ферстаппена стал Лехто. Йос уверенно переигрывал финна по чистой скорости, но в гонках продолжало не везти: прокол колеса в Монце, вылет в Эшториле. В итоге перед гонкой в Японии «Бенеттон» объявил, что Йос получил травму и вместо него на «Сузуке» поедет Джонни Херберт. Никакой травмы, впрочем, не было. Решение было принято под влиянием ситуации в Кубке конструкторов — Флавио Бриаторе хотел посадить более опытного пилота, чтобы тот приносил очки. Но Херберт в двух последних гонках проехал лишь 12 кругов, и сильнейшей командой в том году стал «Уильямс».
Йос с 10 очками занял в чемпионате 10-е место. Этот сезон так и остался лучшим в карьере Ферстаппена — за все оставшиеся гонки в Ф-1 он набрал лишь семь баллов.
Первый подиум — Гран-при Венгрии 1994 года
Фото: Getty Images
На Олимпе и в тени
На 1995 год Ферстаппен продлил контракт тестера с «Бенеттоном», а для «наката» был отправлен Флавом в «Симтек». Йос получил действительно неплохую машину, но ей катастрофически не хватало хорошего двигателя. Тем не менее голландец блистал — в Аргентине до проблем на пит-стопе он шёл шестым, сдерживая «Феррари» Бергера. Но всё когда-то кончается, и задыхавшийся от нищеты «Симтек» не дожил до конца сезона.
По окончании контракта с «Бенеттоном» Ферстаппен ушёл в «Футуорк Эрроуз». Йос продолжал творить чудеса — быстрейший круг на «Интерлагосе», седьмое место в квалификации в Буэнос-Айресе, но техника продолжала подводить. В Монако Ферстаппен попытался рискнуть, стартовав на «сликах» под дождём, но не вышел из первого поворота — Мика Хаккинен впечатал голландца в отбойник.
В том году Ферстаппен финишировал только в четырёх Гран-при, тем не менее Уокиншоу был доволен пилотом и собирался сохранить его. Переговоры зашли в тупик, когда Роттенгаттер потребовал для своего подопечного слишком большую зарплату. В итоге Йос ушёл в «Тиррелл», а его место в «Эрроузе» занял действующий чемпион мира Дэймон Хилл.
В «Тиррелле» успеха добиться не удалось
Фото: Getty Images
В «Тиррелле» Ферстаппену фактически пришлось начинать всё с нуля, но все попытки натыкались на слабый двигатель. К концу года Тиррелл продал команду табачному концерну БАТ, и Йос снова остался без работы. Голландцу ничего не оставалось, кроме как вернуться тестером в «Бенеттон». В середине сезона, правда, ему выпал ещё один шанс: в «Стюарте» искали замену Яну Магнуссену. Ферстаппен вернулся на стартовую решётку, но машина не могла похвастать ни скоростью, ни надёжностью. На сезон 1999 года Ферстаппена заменили Джонни Хербертом — британец уже во второй раз перешёл дорогу Йосу.
В 2000 году Ферстаппен вернулся в «Эрроуз», где и добился своих последних заметных результатов — пятое место на Гран-при Канады и четвёртое на Гран-при Италии. Казалось, Уокиншоу наконец удалось собрать из «Эрроуза» настоящую команду — появились спонсоры, неплохой двигатель «Супертек» (экс-«Рено»), и перспективы казались радужными.
Но и ошибки не обходили Ферстаппена стороной. В «Интерлагосе» он приехал в лидировавшего Хуана-Пабло Монтойю, когда тот прошёл его на круг и слега подрезал перед поворотом. В Монреале голландец прорвался в первую шестёрку, но из-за чересчур активного использования тормоза не выдержали. «Эрроуз» продлил контракт с гонщиком на 2002 год, но уже через 11 часов Уокиншоу предпочёл ему Хайнца-Харальда Френтцена.
Сезон-2000 в «Эрроузе» получился весьма неплохим
Фото: Getty Images
В 2003-м Йос вернулся в гонки, но лишь для того, чтобы околачиваться на последних рядах — подхваченная Полом Стоддартом «Минарди» по-прежнему не ехала. Наконец, на следующий год Ферстаппен должен был заменить Джорджо Пантано в «Джордане», но и тут не повезло — голландец оказался слишком высоким для этой машины.
К этому моменту Ферстаппену всё надоело, и он начал искать возможности вне Формулы-1. В общей сложности он провёл 107 Гран-при, что практически вдвое больше, чем в младших сериях. Набранные им 17 очков — рекорд для голландских пилотов в Формуле-1.
Йос был, пожалуй, самым перспективным гонщиком своего поколения. Он произвёл впечатление на инженеров уже на первых тестах — после них считалось, что Ферстаппен займёт место в «Макларене». Но агрессивный пилотаж и сложный характер Йоса не давали ему возможности по-настоящему сработаться с какой-либо командой. Нельзя забывать, что хорошая машина у Ферстаппена была только в 1994-м, и то, что он, юный тестер, завоевал в том году два подиума, уже большое достижение.
После Ферстаппена в Формуле-1 выступали Роберт Дорнбос, Кристиан Альберс и Гидо ван дер Гарде, но, как и Йосу, получить хорошую машину ни одному из них не удалось. Недавно в младших сериях раскрылся ещё один голландец — Робин Фряйнс, но дальше роли тестера он так и не продвинулся. И сейчас же все надежды голландского автоспорта связаны с Максом Ферстаппеном.
Сезон-2003 стал для Йоса последним в Формуле-1
Фото: Getty Images
Отец и сын Ферстаппены
Карьера Макса Ферстаппена развивается по схожему сценарию — молодой голландец блеснул в картинге, а в прошлом сезоне раскрылся в европейской Формуле-3, где выиграл 10 гонок. Ферстаппен-младший даже команды выбирает те же — в Формуле-3 он выступал за «Ван Амерсфорт Рэйсинг», в которой в своё время гонялся Йос.
Теперь Максу Ферстаппену предстоит дебют в Формуле-1, и его главным партнёром станет его отец. Йос отлично знает, что сейчас его сыну во что бы то ни стало необходимо победить Карлоса Сайнса-младшего. Но если Макс будет чересчур агрессивен на трассе, результатов он не добьётся. И Йос отлично это знает на собственном опыте.
Та авария в конце 2012 года произошла как раз из-за чрезмерной агрессии: Макс потерял пару позиций на старте и сразу же бросился отыгрываться. В итоге подросток не рассчитал силы, врезался в соперника и закончил гонку на обочине.
«Чтобы уроку запомниться, он должен быть болезненным», — говорит Йос, за спиной сына стоящий на пороге возвращения в мир Гран-при.
Йос и Макс Ферстаппены
Фото: Getty Images