Обочина манит. Почему Херберт прав, отправляя Алонсо на пенсию
Пётр Геллер
Комментарии
Джонни Херберт призвал Фернандо Алонсо взять и завершить карьеру. Мы пытаемся объяснить, почему это отнюдь не безумное предложение.

2 апреля Джонни Херберт устроил термоядерный взрыв в Формуле-1. Британский гонщик, ныне работающий комментатором на Sky Sports, заявил, что двукратному чемпиону мира Фернандо Алонсо стоит завершить карьеру. Сказал он об этом из-за ситуации с пропуском испанцем Гран-при Бахрейна: после суровой аварии в Австралии медкомиссия ФИА не допустила его к участию, и вместо него за руль «Макларена» сел Стоффель Вандорн.

Мы приведём без купюр высказывание Херберта, сделанное в эфире британского телеканала.

«Я не думаю, что Фернандо стоит возвращаться. Когда он в своей лучшей форме, а это мы видели в последний раз в «Феррари» в 2011-12 годах, всегда чувствуешь, что он на пределе, особенно в квалификации. Я знаю, что ситуация совсем другая с точки зрения силы машины. Но мы всё равно не видим того двукратного чемпиона мира, которого все называли лучшим. Я этого не вижу. Мы не видим доминирования в «Макларене», Дженсон Баттон проделал более хорошую работу.

Он начал говорить, что будет доволен, если покинет Формулу-1 с двумя чемпионскими титулами. Это слова человека, который не только сдался в борьбе за третий титул, но ему вообще надоело гоняться. Он не любит новые машины, и это ещё одна причина для его ухода. У него была авария на тестах в Барселоне, после которой он не выступил в гонке. Хотя пилот после аварии обычно делает всё, чтобы вернуться в машину. Когда я попадал в аварию, то говорил всем, что сразу же хочу вернуться за руль. Даже после его аварии в Австралии мы не видели этого. Если бы у него была машина-победительница, а на кону стоял чемпионский титул, думаю, что он вернулся бы за руль. Всегда можно найти способ, как это сделал Ники Лауда после своих ожогов в 1976 году.

Кажется, что он просто лишился мотивации. Всё это примешивается к уровню выступлений, которого не ожидают от двукратного чемпиона мира. Мы не видим в нём страсти, желания работать на пределе возможностей. Этого ему не хватает. У него по-прежнему хорошее гоночное мышление, он знает, как располагать машину, но у него нет прежней скорости. То, что мы видели в Австралии, было ошибкой с его стороны. Мне вспоминается похожий инцидент между Михаэлем Шумахером и Жаном-Эриком Вернем в Сингапуре. Я сам знаю, что однажды наступает период, когда карьера начинает клониться к закату. Можно долгое время сохранять свою лучшую форму, но однажды начнётся падение.

Вещи, которые он говорит и которые происходят на трассе, его скорость в квалификации и ошибка в Австралии говорят мне, что ему пришло время повесить шлем на гвоздь».

Слова Херберта вызвали волну возмущения, даже сам Алонсо ворвался в эфир Sky Sports и сказал Джонни: «Я не собираюсь уходить, я чемпион мира. Ты стал комментатором, потому что не был чемпионом». Но если вдуматься, слова Херберта не покажутся совсем уж сумасшедшими.

Располагая при таком уровне таланта и скорости настолько провальной машиной, трудно не опустить руки.

Слова о потери мотивации небезосновательны

Фернандо может бесконечно долго убеждать нас в том, что он быстр и мотивирован в той же степени, что и несколько лет назад, но совершенно очевидно, что это чистой воды лукавство. Впрочем, вряд ли он заслужил за это критику: располагая при таком уровне таланта и скорости настолько провальной машиной, трудно не опустить руки.

«Чем докажете? С чего вы взяли?» — спросят дотошные читатели. Здесь всё видится довольно прозрачным. В футболе говорят, что счёт на табло, в Формуле-1 же большим мерилом является таблица чемпионата мира. В ней по итогам 2015-го пилот, считавшийся лучшим в мире и громивший одного напарника за другим, уступил Дженсону Баттону. Всего пять очков, но уступил, хотя был обязан не дать ни единого шанса британцу. И это с учётом того фактора, что Баттон сам не шибко любит пилотировать «вёдра» и редко показывает с ними свои лучшие возможности.

Впрочем, сам Алонсо, что неудивительно, с такой трактовкой не согласен. «В прошлом году была будто лотерея, машина ломалась непредсказуемо. По такой машине оценивать что-либо невозможно», — сказал он изданию Marca.

Здоровье

Это уже не первые проблемы со здоровьем испанца. После странной аварии на предсезонных тестах в Барселоне в прошлом году ему пришлось пропустить Гран-при Австралии, хотя изначально испанец убеждал, что с ним всё в порядке. Странные обстоятельства аварии и затем вынужденный пропуск этапа ещё тогда стали небольшим тревожным звоночком.

Несколько неверных решений на протяжении карьеры привели его туда, где он оказался, а назад уже не отыграть.

Сейчас – та же история. После аварии Фернандо говорил, что он в порядке, хотя получил переломы рёбер. Но медицинская комиссия ФИА оказалась другого мнения и не допустила его к старту гонки в Бахрейне, чем вызвала ярость самого гонщика и руководства «Макларена», которое до последнего не унималось и пыталось «продавить» федерацию и выпустить Фернандо.

Взаимосвязаны ли эти проблемы со здоровьем? Несомненно, нет. Но они не проходят бесследно. Алонсо катится к пятому десятку и на протяжении многих лет он подвергает своё тело невероятным нагрузкам, чтобы сохранять идеальную физическую форму. Немудрено, что организм может начать «выть» от таких «пыток».

Болид

Надо посмотреть правде в глаза: Алонсо в этом году исполнится 35 лет, в таком возрасте с каждым годом пилот явно не хорошеет, а к этому надо прибавить фактор болида. Очевидно, что даже в следующем году «Макларен» не станет машиной-победительницей. Прождав же ещё дольше, есть риск оказаться в роли возрастного Михаэля Шумахера в «Мерседесе»: придёт условный Стоффель Вандорн и разнесёт его в щепки, окончательно развеяв ореол вокруг Фернандо.

Алонсо, в общем, сам виноват, что оказался в таком положении: несколько неверных решений на протяжении карьеры привели его туда, где он оказался, а назад уже не отыграть. Возможно, переходя в «Макларен», он посчитал, что его талант будет сильнее обстоятельств и даже со слабой машиной ему удастся показывать приличные результаты. Но теперь он отчётливо понимает, что те «Феррари», которые казались ему слабоватыми, были ого-го на фоне «Макларена».

Выбрать нужный момент

Карьера каждого пилота полна трудностей и тяжёлых решений, но любой из них скажет вам, что самое сложное — вовремя понять, что пришло время уйти. Редко кто своевременно осознаёт, что достиг тупика. Взять хотя бы Жака Вильнёва, который, кажется, до сих пор не понял, что уже «спёкся».

Того Фернандо, который низложил Шумахера с чемпионского трона и затем по-настоящему творил за рулём «Феррари», выдавая изумительные выступления, больше нет.

Некоторые, как Шумахер, верно выбирают момент, но затем почему-то решают возобновить карьеру — и оказывается, что лучше было не возвращаться. Спортсменам, которые познали вкус побед и уверены в себе, тяжелее всего осознать, что былых высот им уже не достичь, и ещё тяжелее прийти к мысли, что настало время менять уклад жизни.

Алонсо уже никогда не будет прежним. Того Фернандо, который низложил Шумахера с чемпионского трона и затем по-настоящему творил за рулём «Феррари», выдавая изумительные выступления, больше нет. Чем раньше это поймёт сам испанец, тем лучше.

Хотим ли мы видеть Алонсо в роли статиста, которому машина позволяет в лучшем случае цепляться за десятку? Хочет ли сам Фернандо влачить такое существование после пребывания на Олимпе, будучи признанным номером один в мире, обласканным победами и славой? Пусть каждый сам для себя ответит на эти вопросы и сделает выводы.

Материалы по теме
Расставляем оценки гонщикам: Гран-при Бахрейна
Расставляем оценки гонщикам: Гран-при Бахрейна
Комментарии