«Нива» снова на «Дакаре»! Две машины выставили фанаты модели из Испании
Максим Вершинин
«Нива» снова на «Дакаре»!
Аудио-версия:
Комментарии
Испанцы получили ценные советы из России, где между тем создали обновлённую спортивную версию «Нивы».

Накануне своего 50-летия «Нива» обрела вторую спортивную молодость. Легендарный внедорожник вновь участвует в «Дакаре», покоряет «Шёлковый путь» и даже готовится выйти на старт «Гонки чемпионов»!

Есть только два международных ралли-рейда, где участвует Lada Niva. Это Dakar Classic для исторической техники и «Шёлковый путь» для современных внедорожников — «Нива» вот уже 47 лет остаётся на конвейере, поэтому имеет уникальную возможность выступать и как классический автомобиль, если подготовить к гонкам машину ранних лет производства, и как актуальный рейдовый автомобиль, построенный на базе новой машины в соответствии с действующими регламентами.

За историческое наследие в наши дни отвечают преимущественно европейцы, а вот за современность — россияне, хотя и ВАЗ-2121 для классического «Дакара» построен не без их участия. Как бы то ни было, в гонках «Нива» участвует — в 2023-м на старт «Шёлкового пути» вышли сразу две машины, газовая команды ATC Motorsport и бензиновая заводского коллектива Lada Sport Rosneft Raid, а в 2024 году внедорожник вернулся на Dakar Classiс силами испанцев из BXS Motorsport и готовится к дебюту в «Гонке чемпионов».

Восставшая из металлолома

В 2021 году организаторы ралли-марафона «Дакар» создали отдельный зачёт Dakar Classic для техники, участвовавшей в гонке до 2000 года. В 2022 году на старт вышли сразу четыре «Нивы» — ВАЗ-2121 вернулся на «Дакар» через 35 лет отсутствия. Не для всех экипажей гонка сложилась успешно, но в итоге «Нива» стала одной из звёзд марафона. В 2023 году классический зачёт обошёлся без советского внедорожника, но в 2024-м легенда вернулась в гонку — сразу две классические «Нивы» на старт выставила испанская команда BXS Motorsport.

У идейного вдохновителя проекта Марселя Кироса с «Нивой» связано немало тёплых воспоминаний. Ребёнком он восторгался командой француза Жан-Жана Пока, усилиями которого во многом ВАЗ-2121 и стал одной из легенд «Дакара». А уже в зрелом возрасте испанец в своей мастерской помогал Марку Коме, Колину Макрею и другим участникам «Дакара», когда у тех возникали проблемы в пути на гонку.

Материалы по теме
Как «Нива» чуть «Дакар» не выиграла. Успехи и провалы «Лады» на легендарном марафоне
Как «Нива» чуть «Дакар» не выиграла. Успехи и провалы «Лады» на легендарном марафоне

Собственную мечту поучаствовать в «Дакаре» Марсель Кирос смог воплотить в жизнь с появлением зачёта для классических автомобилей. Выбор был очевиден — ехать Dakar Classic на «Ниве», которых у испанского фаната модели аж 26 штук! Несколько внедорожников Марсель собственными силами подготовил для гонки, чтобы и самому выйти на старт, и обеспечить техникой тех, кто готов взять автомобиль в аренду. В 2022 году из-за технических проблем Кирос сошёл в начале гонки, а после годичного перерыва вновь вышел на старт. Причём на машине, которую он собственноручно восстановил из состояния металлолома!

В 2024 году состав BXS Motorsport удвоился: к Марселю Киросу и его штурману Жоану Кайро-и-Феррере присоединились Матиас Родригес Мартин и Сандра Гуаш Планелль на второй «Ниве». Участвовать в «Дакаре» семья не планировала — их желания ограничивалось внедорожными покатушками в Тунисе или Марокко, чтобы понять, каково вообще ездить по пустыне. Но в итоге появилась возможность арендовать ВАЗ-2121 и выйти на старт Dakar Classic. За этот шанс Матиас и Сандра благодарны команде BXS Motorsport, а ещё — своим бабушкам и дедушкам, которые согласились на месяц забрать к себе детей и дать возможность дуэту Родригес Мартин/Гуаш Планелль покорить просторы Саудовской Аравии.

«Нива» BXS Motorsport на «Дакаре»-2024

«Нива» BXS Motorsport на «Дакаре»-2024

Фото: Социальные сети команды BXS Motorsport

«Нива» для обоих испанских экипажей стала входным билетом в мир ралли-рейдов за счёт уникального сочетания качеств. Во-первых, автомобиль недорогой в покупке и эксплуатации, а значит, в аренде на гонку тоже клиентов не разоряет. Во-вторых, тольяттинский внедорожник прост и надёжен, если не переступать грань разумного риска. В-третьих, это просто интересная машина, узнаваемая в любой точке земного шара, так что если участвовать в Dakar Classic, то только на такой живой легенде.

Оба внедорожника заявлены в зачёт Classic Auto (Low Average) для автомобилей 1987-1996 годов, технические требования которого подразумевают минимальные доработки и практически стоковую конструкцию. Опыт 2022 года позволил Марселю Киросу выявить слабые места «Нивы» и провести необходимую модернизацию, а обширная тестовая программа в преддверии марафона-2024 дала возможность заблаговременно протрясти внедорожник.

Работа принесла свои плоды — после пятого спецучастка Dakar Classic «Нива» №731 экипажа Марсель Кирос/Жоан Кайро-и-Феррер идёт на 23-м месте, а машина №740 дуэта Матиас Родригес Мартин/Сандра Гуаш Планелль занимает 39-ю позицию. Неплохие результаты, за которые испанцы в том числе должны быть благодарны россиянину Александру Орлову!

«Нива» BXS Motorsport на «Дакаре»-2024

«Нива» BXS Motorsport на «Дакаре»-2024

Фото: Социальные сети команды BXS Motorsport

Единственная в своём роде

Имя Орлова хорошо известно поклонникам ралли-рейдов, поскольку пилот не первый год выступает в гонках по бездорожью за рулём «Нивы». И «Нивы» не простой, а газовой — в российском автоспорте, кроме неё, есть только один гоночный автомобиль, использующий в качестве топлива метан: грузовик команды «КАМАЗ-мастер», на котором выступает Сергей Куприянов. Так что проект ATC Motorsport интересен вдвойне — и выбранной платформой, и необычным по меркам гонок видом топлива.

Идея построить газовый внедорожник для ралли-рейдов появилась без малого 10 лет назад, когда Александр познакомился с тольяттинской компанией «АТС Газ», специализирующейся на переводе автомобилей на газ. Идея пилота построить метановую «Ниву» для ралли-рейдов нашла поддержку у руководства фирмы, так что совместными усилиями проект был воплощён в металле, и с 2017 года он покоряет спецучастки на бескрайних просторах России.

Газовая «Нива» на «Шёлковом пути»

Газовая «Нива» на «Шёлковом пути»

Фото: Silk Way Rally

Как отмечает Александр Орлов, по своим характеристикам двигатель на метане не уступает мотору на высокооктановом топливе АИ-98 или даже АИ-100, но зато внимания к газовой «Ниве» гораздо больше, чем к обычному внедорожнику. Чего, собственно, и добивались создатели, поскольку целью проекта была и остаётся популяризация газобалонного оборудования для дорожных автомобилей. Стереотипов и предрассудков на эту тему немало, и доказать безопасность газовых двигателей и баллонов решили радикально — участием в гонках по бездорожью, где и машина, и двигатель, и баллоны подвергаются колоссальным нагрузкам. И успешно с ними справляются.

Материалы по теме
«КАМАЗ-мастер» создал новый грузовик на газу. Чем он лучше дакаровских?
«КАМАЗ-мастер» создал новый грузовик на газу. Чем он лучше дакаровских?

Преимущества метана дают знать о себе в песках и бродах, где у газового двигателя лучше обстоит дело с крутящим моментом, чем у бензинового собрата. «На гонке в Ульяновске был момент, когда мы ехали на бензине и попали в брод. Машина заглохла, и двигатель ни в какую не заводился, а переключились на газ — без проблем мотор запустили, выехали и доехали до финиша. Потом уже выяснилось, что хапанули воды и поймали гидроудар, но это не помешало нам уже с гнутым шатуном разгоняться до 140 км/ч. И всё это на метане», — вспоминает Орлов.

Технически газовая «Нива» отвечает всем требованиям безопасности, которые предъявляются к ралли-рейдовым внедорожникам, и визуально ничуть не выдаёт своей метановой сущности. Понять, что машина работает на газу, можно только изнутри — в салоне установлены два массивных композитных баллона «Реал-Шторм», в которых и хранится запас метана. Весят ёмкости 70 килограммов, но усиленные пружины в подвеске позволили нивелировать эту прибавку в массе и сохранить характеристики автомобиля.

Проблем с заправкой нет, потому что метан доступен на обычных АЗС по всей стране — на дистанции «Шёлкового пути» экипаж Орлова пополнял запасы газа просто по пути от одного бивуака к другому. Этого хватало, потому что метановый двигатель достаточно экономичен, и двух баллонов внедорожнику хватало на гоночный день. О такой топливной эффективности испанским ВАЗ-2121 остаётся только мечтать, но не исключено, что в будущем BXS Motorsport заинтересуется и метановой темой. Контакт с Орловым у команды Марселя Кироса уже налажен — по словам Александра, переписка с испанцами шла целый год, на протяжении которого европейские пилоты выясняли, как лучше доработать «Ниву» и на что обращать внимание, чтобы успешно преодолеть дистанцию Dakar Classic.

Экипаж Александра Орлова на старте «Шёлкового пути»

Экипаж Александра Орлова на старте «Шёлкового пути»

Фото: Silk Way Rally

Эволюция «Легенды»

Сотрудничество европейских и российских энтузиастов в деле доводки ралли-рейдовой «Нивы» идёт не первый год. Например, в 2022 году швейцарцы Марио Якобер и Сладан Милич, выступившие на «Ниве» на «Дакаре», побывали в Тольятти и посетили АвтоВАЗ, а сам АвтоВАЗ в том же году после практически 30-летнего перерыва вернул «Ниву» в профессиональный автоспорт: заводская команда Lada Sport Rosneft Raid подготовила Lada Niva Bronto к участию в «Шёлковом пути». В 2023 году на старт ралли-марафона вышли уже две Lada Niva Sport T2, которые были доработаны по результатам 2022 года, а затем получили ещё одну модернизацию по следам ралли-рейда уже 2023 года.

Руководитель ралли-рейдовой команды Lada Sport Rosneft Константин Гыстаров, описывая внесённые в автомобиль изменения по итогам «Шёлкового пути» – 2022, использует ёмкую формулировку — поменялось всё, за исключением каркаса безопасности и пары серийных деталей, которые нельзя трогать по регламенту. Внедорожник получил новый 150-сильный 16-клапанный двигатель и новую подвеску с изменёнными передними рычагами и доработанным задним мостом, улучшили систему охлаждения, были внесены изменения в коробку передач, появились усиленные привода в трансмиссии, был полностью перекомпонован салон, появился 180-литровый топливный бак, не считая более мелких изменений — всего же поменялось более 500 деталей.

Материалы по теме
Эта обновлённая «Нива» готова выступать на «Дакаре». Чем она любопытна?
Эта обновлённая «Нива» готова выступать на «Дакаре». Чем она любопытна?

Столь масштабная «реновация» связана не только с необходимостью устранять выявленные в гоночных условиях слабые места, но и с постепенным переходом на платформу будущей серийной Lada Niva Sport, работу над которой ведут АвтоВАЗ и Lada Sport. Машина уже вот-вот должна появиться на конвейере, а пока представление о том, какой будет «спортивная» «Нива» для дорог общего пользования, даёт гоночный внедорожник Lada Sport Rosneft Raid. Который в 2023 году серьёзно эволюционировал после финиша «Шёлкового пути».

Заводская «Нива» на «Шёлковом пути»

Заводская «Нива» на «Шёлковом пути»

Фото: Silk Way Rally

В двух финальных гонках чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам участвовала уже обновлённая Lada Niva Sport T2. Причём изменения были внесены серьёзные — на смену 1,6-литровому двигателю пришёл мотор 1.8, амортизаторы Ohlins заменили российскими Spectrum, внедорожник облегчили и оснастили более производительными тормозами. Очевидно, что на этом работа не закончится и на старт «Шёлкового пути» – 2024 выйдет «Нива» в очередной итерации, поскольку инженеры команды и завода продолжают улучшать своё детище. И готовят его к новым испытаниям — в 2024 году впервые в истории внедорожнику предстоит участие в традиционной «Гонке чемпионов». Если в прошлые годы на полигоне в Сосновке состязались исключительно 170-сильные седаны Lada Vesta, то в этот раз финалисты парных заездов сойдутся в дуэли на Lada Niva Sport T2. Но это уже совсем другая история.

Что сейчас происходит на «Дакаре»:
Уникальный 48-часовой этап «Дакара»: авария лидера внедорожников и новый грузовой фаворит
Уникальный 48-часовой этап «Дакара»: авария лидера внедорожников и новый грузовой фаворит
Комментарии