Футбол с Гусевым – самый популярный
Сергей Корытов
Комментарии
В Германии выпуски футбольных обозрений одновременно собирают у экранов 60 % внутренней аудитории бундеслиги. В конце прошлого века в России наблюдалась аналогичная картина.

Половина болельщиков матчи не смотрит

В этом сезоне каждое из двух обозрений тура РФПЛ на общедоступных каналах («НТВ» и «Россия 2») в среднем собирало у телеэкранов менее 10 % её аудитории, хотя отдельные выпуски и несколько превышали это значение.

А дюжина самых востребованных футбольных обозрений последних восьми лет выглядит следующим образом.

Рейтинг-лист популярности футбольных ТВ-обозрений 2003-2010 гг.
(средняя аудитория одного выпуска за лучший сезон с учётом, при наличии, премьерного и повторного показа)

1. «На футболе с В. Гусевым» (Первый канал, 2003 г.) – 3,25 млн чел.
2. «Футбол России» («РТР-Россия», 2003 г.) – 2,5 млн чел.
3. «Футбол России. Итоги тура» («РТР-Спорт», 2006 г.) – 1,5 млн чел.
4. «Футбол России. Итоги тура» («Россия 2», 2010 г.) – 1,25 млн чел.
5. «Наш футбол на НТВ» («НТВ», 2007 г.) – 1,25 млн чел.
6. «Футбол России. Перед туром» («РТР-Спорт», 2006 г.) – 1,25 млн чел.
7. «Футбольная ночь» («НТВ», 2010) – 1 млн чел.
8. «Футбол России. Перед туром» («Россия 2», 2010 г.) – 1 млн чел.
9. «Новости футбола» («Рен-ТВ», 2003 г.) – 0,75 млн чел.
10. «Опять о футболе» (Пятый канал, 2009 г.) – 0,5 млн чел.
11. Профильные передачи «НТВ-Плюс» (включая ретрансляции, 2010 г.) – 0,5 млн чел.
12. «Российская футбольная неделя» («7 ТВ», 2009 г.) – 0,25 млн чел.

Наверное, уже мало кто помнит, что в конце прошлого столетия Первый канал (ранее ОРТ) показывал в относительно удобное время (в том числе в воскресный прайм-тайм) еженедельное футбольное обозрение. Оно называлось «Время футбола», «На футболе», а затем и «На футболе с Виктором Гусевым».

Такие передачи с известным современным болельщикам ведущим нередко собирали у телеэкранов более 10 млн жителей страны. А в дни финальных турниров ЧМ и ЧЕ их количество могло составить и 20 млн человек.

Но в начале нового века программу перенесли на после полуночи, и аудитория отдельных выпусков, естественно, сократилась в несколько раз – до 2-5 млн человек. А затем уже по этой причине (снижение рейтинга) её и вовсе сняли с эфира.

Возвращаясь к современности, следует отметить, что «Футбол России. Итоги тура» в 2006 году имел более высокий зрительский интерес, чем аналогичные выпуски этого сезона на «России 2». Хотя общедоступных трансляций в тот период было значительно больше, а технический охват населения самим каналом был меньше.

При этом «Футбол России» является практически единственным окном в отечественную Премьер-Лигу для многих её поклонников в Зауралье (повторные выпуски выходят в среду в относительно приемлемое время для местных жителей).

«Футбол России» vs «Футбольная ночь»

Заявленная в 2007 г. каналом «НТВ-Плюс» обзорная передача на обычном «НТВ» каждый сезон меняла свой формат. С одной стороны, футбола много показывать нельзя, дабы не отвадить публику от идеи подключения «Нашего футбола», а, с другой, его (наш футбол) надо как-то пропагандировать. При этом передача должна иметь определённые рейтинговые показатели – всё-таки выходит в эфир на одном из ведущих национальных каналов.

На исходе четвёртого сезона (текущей осенью) передача наконец то стабилизировалась, стала иметь свою публику и, как правило, собирать у экранов 1-1,5 млн человек. А максимальное количество зрителей одного выпуска достигло отметки в 1,75 млн жителей страны (12 % болельщиков). Правда, в какой-то степени этому способствовал и перевод вещания на Урал по воскресным дням.

«Футбол России. Итоги тура», наоборот, по сути не меняет формат своих выпусков уже несколько лет. Хотя очевидно, что его надо корректировать, программа должна проходить более динамично, быть информационно насыщенней, занимательней и т.п.

Не добавляет зрителей и тот факт, что «Россия 2» выдает её через два дня после тура, когда всё уже забылось. Тем не менее максимальная аудитория одного выпуска в этом сезоне достигла 2 млн зрителей (14 % болельщиков).

По средней аудитории одного выпуска за сезон «Футбольная ночь» тоже немного проигрывает программе ВГТРК – в начале и середине года она не привлекала должного внимания зрителей.

Примерный паритет по зрительской аудитории, конечно, не означает паритета по качеству продукта. Но это уже во многом дело вкуса, личных симпатий, восприятия представляемой информации и т.п.

Тут более важно, чтобы телеканалы больше ориентировались не на свои приоритеты и предпочтения, а на преобладающие потребности болельщицкой среды. И кроме информирования заядлых поклонников нашего футбола способствовали пополнению их рядов.

Количественные оценки Аналитического Агентства СК для телеаудитории РФ старше 10 лет (вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет), 2002-2010 гг.

Комментарии