Восемь лет погони. Что мешает «Феррари» взять Кубок конструкторов
Дмитрий Захарченко
Комментарии
Ровно восемь лет назад «Феррари» в последний раз отпраздновала победу в Кубке конструкторов. Почему «Скудерия» никак не вернётся на вершину?

Гран-при Бразилии 2008 года вошёл в историю как один из самых драматичных финалов в истории Формулы-1. Фелипе Масса, выиграв ту гонку, был уверен, что завоевал титул, но через 30 секунд выяснилось, что Хэмилтон обогнал Глока и в последний момент отобрал у бразильца чемпионство.

Льюис тогда проводил лишь второй сезон в «Больших призах» и праздновал свой первый титул. Сегодня Хэмилтон — самый титулованный британец в истории Формулы-1. «Скудерии» та гонка принесла победу в командном зачёте, но вот уже восемь лет «Феррари» не может повторить это достижение и выиграть свой 17-й Кубок конструкторов.

В честь годовщины последнего на данный момент чемпионства «Феррари» вспоминаем, что мешало «Скудерии» все эти годы, и размышляем о перспективах Маранелло в следующем сезоне.

История болезни

Когда в 2006 году Михаэль Шумахер объявил об уходе из Формулы-1, стало ясно, что в «Феррари» грядут большие перемены. Поначалу «Скудерия», уже утратившая былое доминирование, держалась среди лидеров — в 2007-м Кими Райкконен сенсационно вырвал чемпионский титул у гонщиков «Макларена», а годом позже финн вместе с Фелипе Массой принёс команде тот самый Кубок конструкторов. Но уже в 2009 году Маранелло ожидал большой спад, который в итоге перерос в кризис масштабов 80-90-х.

В сезоне-2009 Формула-1 перешла на новые автомобили — с массивными передними антикрыльями и узкими, но высокими задними стойками. Основная мысль была в том, чтобы снизить эффект аэродинамики и тем самым облегчить гонщикам обгоны. «Феррари» этот переход провалила — в то время как «Браун» за счёт экспериментов с диффузором и «Ред Булл» благодаря гению Ньюи вырвались вперёд, «Макларен» и «Скудерия» сильно сдали.

Это был худший старт сезона для «Феррари» за без малого 30 лет. Первые очки «красные» набрали только в четвёртой гонке, а подиума пришлось ждать до лета. Ситуация начала выправляться, но в Венгрии травму получил Фелипе Масса: во время квалификации бразильцу в голову прилетела пружина подвески от «Брауна» Рубенса Баррикелло. Кими Райкконену всё же удалось урвать одну победу в Бельгии, но год команда кое-как закончила на четвёртом месте Кубка конструкторов.

Надо было что-то менять, и президент «Феррари» Лука ди Монтедземоло решил начать с пилотов — Кими Райкконен, несмотря на действующий контракт, покинул Маранелло, чтобы освободить место для Фернандо Алонсо. Приход испанца вдохнул в команду свежие силы, а его первый старт в красном комбинезоне завершился победным дублем.

Новая надежда

«Феррари», казалось, возвращает былую скорость. Технический директор Альдо Коста подтянул машину ближе к «Ред Булл» и, хотя австрийцы по-прежнему оставались быстрее, внутренние конфликты в

В сезоне-2009 Формула-1 перешла на новые автомобили. Это был худший старт для «Феррари» за без малого 30 лет.

Милтон-Кейнсе привели к тому, что Феттель и Уэббер отбирали друг у друга очки. «Феррари» же работала на одного Алонсо, это стало очевидно на Гран-при Германии, когда год спустя после аварии в Венгрии Фелипе Массу заставили отдать победу напарнику.

Несмотря на очевидные этические недостатки, эта тактика успешно сработала, и на финальный этап 2010 года в Абу-Даби Алонсо приехал лидером чемпионата. В «Феррари» решили сыграть на удержание и копировали тактику соперников. Но в Маранелло ошиблись: «Ред Булл» ставил не на Уэббера, у которого было больше очков, а на Феттеля. В ответ на ранний пит-стоп Марка «Феррари» зазвала в боксы Фернандо и тот вернулся на трассу впереди австралийца. Но, застряв позади Виталия Петрова, испанец упустил Феттеля, а вместе с ним — и чемпионский титул.

Пять побед разожгли аппетит «Феррари» перед сезоном-2011, но реальность разрушила ожидания. Модель 150° оказалась куда менее конкурентоспособной, а в квалификациях Алонсо проигрывал лидерам по полторы-две секунды. В гонках красные машины выглядели сильнее, но в целом картину это не меняло — редкие подиумы и всего одна победа.

К 2012 году под руководством Пэта Фрая, сменившего Косту на посту технического директора, в Маранелло полностью переработали подвеску, и хотя F2012 получилась гораздо более нервной, чем предшественница, она явно была быстрее. Алонсо победил в Куала-Лумпуре, Валенсии и Хоккенхайме и в середине сезона лидировал с отрывом в 30 очков. Однако затем «Ред Булл» вновь перехватил инициативу, и в драматичном финале на «Интерлагосе» уже третье подряд чемпионство завоевал Феттель.

В 2013-м у «Феррари» был последний шанс победить при действовавшем тогда техническом регламенте, но, несмотря на явный прогресс машины из Маранелло, «Ред Булл» оставался впереди. Если в первой половине сезона Алонсо ещё удалось одержать две победы, то в концовке чемпионата соперников у Феттеля уже не было.

>>> Масстодонт: главные гонки в карьере Фелипе Массы

Начало больших перемен

Пять лет «Феррари» безуспешно гонялась за «Ред Булл», но ни Альдо Коста, ни Пэт Фрай так и не дотянулись до совершенного творения Эдриана Ньюи. Чтобы как-то исправить положение, в Маранелло пригласили нового технического директора — Джеймса Эллисона, на «Лотусах» которого блистал Кими Райкконен.

В 2014 году в Формуле-1 снова изменился технический регламент и началась вторая «турбоэра», сместившая акценты в сторону двигателя. Эллисон пришёл в команду слишком поздно, чтобы повлиять на разработку новой машины. F14 T стала первым болидом «Феррари» с турбомотором за четверть века, и этот блин вышел комом.

Новейший 6-цилиндровый агрегат получился ненадёжным и сильно уступал в мощности «Мерседесу», который

По ходу сезона-2014 «Феррари» впервые с 1993 года не выиграла ни одной гонки.

стал новым лидером «Больших призов». В трёх первых Гран-при Алонсо и вернувшийся в команду Райкконен общими усилиями набрали всего 33 очка. По ходу сезона «Феррари» впервые с 1993 года не выиграла ни одной гонки и уже во второй раз за последние шесть лет не попала в число трёх сильнейших команд первенства.

Это был оглушительный провал, и в апреле полетела первая голова — Стефано Доменикали покинул пост руководителя команды, а ему на смену пришёл Марко Маттиаччи. В сентябре в отставку подал Лука ди Монтедземоло — бессменный президент «Феррари» c 1991 года.

Маттиаччи пришёл из американского офиса «Феррари» и слабо представлял себе мир команды Формулы-1. Новый руководитель посчитал, что Фернандо Алонсо, главная прима «Скудерии», тянет одеяло на себя, и пока испанец набивал себе цену и вёл переговоры с другими командами, Маттиаччи договорился с Себастьяном Феттелем. Широкой общественности об этом стало известно в октябре, когда «Ред Булл» подтвердил уход Себа. Алонсо же вернулся в «Макларен». Впрочем, уже через месяц
Маттиачи тоже внезапно был уволен, а его место занял Маурицио Арривабене — координатор одного из главных спонсоров команды, «Мальборо».

>>> Сигнал для Феттеля. Как «Феррари» выгоняла чемпионов

Провал новой команды

В 2015-м появление Феттеля подействовало на Маранелло так же, как в своё время команду освежил приход Алонсо, а когда Себ выиграл в Малайзии, тифози окончательно восприняли немца своим. Это был медовый месяц «Скудерии» и четырёхкратного чемпиона длиною в сезон — все вспоминали, как в середине 90-х «Феррари» поднимал другой немецкий топ-пилот.

Обжиться в Италии Феттелю также помогло то, что построенная Эллисоном SF15-T оказалась намного лучше предыдущего болида: машина вела себя предсказуемо, позволяла экспериментировать с настройками и прибавила в мощности. Однако впереди уверенно держался «Мерседес», задача борьбы за титул легла на следующий год.

«Наши успехи не случайны. Мы — одна команда, — заявил Арривабене на презентации болида SF16-H. — В 2015-м нашей целью были три победы — и мы её достигли. Мы отправляемся на соревнования не с громкими заявлениями, а с желанием победить».

Желание было огромным. Перед сезоном-2016 «Феррари» смотрелась великолепно. Феттель — самый титулованный гонщик чемпионата, напарник — экс-чемпион Кими Райкконен, во главе команды — Маурицио

Давление Серджио Маркионне и отсутствие побед негативно сказываются на моральном духе сотрудников и те боятся проявлять инициативу.

Арривабене, который в курсе всех дел «Скудерии» за последние 20 лет, а технической группой руководит Джеймс Эллисон, инженер, которого называют следующим гением после Эдриана Ньюи.

Но всё снова пошло не так. В первых гонках у «Феррари» была скорость, и иногда они даже цеплялись за «Мерседесы», но ошибки — и на трассе, и на пит-лейне — каждый раз отбрасывали «Скудерию» назад. Ближе к середине сезона благодаря прорыву «Рено» сильно прибавил «Ред Булл», в то время как проблемы «Феррари» лишь усиливались — Эллисон покинул Маранелло после смерти супруги, Маркионне начал подгонять своих подчинённых, требуя побед, а неудачные обновления так и не принесли «Скудерии» никакого прогресса.

>>> «Огурцы», «торпеды», «идиоты». Угадай, кого и как ругал Феттель

Дело Бинотто

В 19 гонках текущего сезона у «Феррари» по-прежнему ни одной победы, Феттель и Райкконен потеряли даже математические шансы догнать в общем зачёте Риккардо, а второе место Кубка конструкторов станет недостижимым уже на следующем этапе. Что теперь делать «Феррари» и насколько реальны нынешние амбиции команды?

Отставание «Феррари» в первую очередь вызвано нехваткой скорости машины, и сейчас всё внимание экспертов приковано к фигуре Маттиа Бинотто. Его главной заслугой считается прогресс итальянских мотористов, которым к старту сезона-2016 удалось отыграть отставание в мощности от «Мерседеса». Но у Бинотто нет опыта работы в аэродинамике, а теперь ему предстоит руководить всей технической группой Маранелло.

Итальянская пресса пишет, что атмосфера на базе команды становится всё более ядовитой. Давление Серджио Маркионне и отсутствие побед негативно сказываются на моральном духе сотрудников и те боятся проявлять инициативу, чтобы не нарваться на гнев руководства.

Ряд специалистов также отмечает, что Маркионне и Арривабене не обладают достаточным опытом в Формуле-1, чтобы привести команду к успеху, и в паддоке ходят слухи о скором приходе Эрика Булье. Но последние два года «Феррари» и без того находится в режиме постоянной трансформации — за это время сменились технический директор и главный пилот, а также два руководителя. Пойдут ли «Феррари» на пользу очередные перестановки в составе? За пять месяцев до первой гонки по новому техническому регламенту — нет.

Ещё одна проблема кроется в том, что фундамент шасси 2017 года был заложен ещё при Эллисоне, но теперь доведение проекта до ума — дело Бинотто. В 2009 и 2014 году «Феррари» переход на новый регламент провалила. Скорость новой машины станет ясна в первых гонках, и если Маранелло снова будет нечем похвастать, придёт время задуматься: может, действительно Маркионне и Арривабене не справляются и команду придётся отстраивать заново?

Комментарии