Двое из ларца
Иван Воронцов
Двое из ларца
Комментарии
"Чемпионат.ру" отдаёт должное великолепным партнёрам Майкла Джордана и Джона Стоктона – Скотти Пиппену и Карлу Мэлоуну, включённым минувшей ночью в Зал славы имени Нэйсмита в Спрингфилде.

Благодаря навязанной человечеству идее о том, что у НБА может быть только три настоящих иконы – всемогущая и вечная тройка, состоящая из легендарных Майкла Джордана, Мэджика Джонсона и Ларри Бёрда – можно быть уверенным в том, что будут находиться «недовольные» фактом принятия в Зал Славы имени Нэйсмита Скотти Пиппена и Карла Мэлоуна. Даже не недовольные, а сомневающиеся. В чём причина?

В случае с Пиппеном всё понятно: он всегда находился в тени Его Воздушества. Выиграл бы что-нибудь Скотти без Майкла? Что до Мэлоуна… ну, все мы знаем, представителем какого сообщества он сейчас является: Клуба Великих Игроков, Которые Никогда Не Выигрывали Чемпионат НБА. И пусть в этот же клуб входят Элгин Бэйлор, Чарльз Баркли, Патрик Юинг, Аллен Айверсон и более чем просто одноклубник Мэлоуна – Джон Стоктон.

В случае с Пиппеном всё понятно: он всегда находился в тени Его Воздушества. Выиграл бы что-нибудь Скотти без Майкла? Что до Мэлоуна… ну, все мы знаем, представителем какого сообщества он сейчас является: Клуба Великих Игроков, Которые Никогда Не Выигрывали Чемпионат НБА.

Давайте с самого начала осознаем, что ни Пиппен, ни Мэлоун не были идеальными игроками. Да, они были очень-очень-очень хорошими и оба были выбраны в первом раунде голосования 2010 года на включение в Зал Славы (тот факт, что ещё один участник Дрим-тим Крис Маллин не попадёт в этом году, выглядит как главная несправедливость выборов этого года).

И тот и другой были сельскими парнями в городской игре. Скотти был младшим из дюжины детей в бедной семье из Арканзаса, а Карл был восьмым ребёнком из девяти у далеко небогатой пары из Луизианы. Мэлоун сам себя называл «тощим пацаном», пока с течением времени не превратился в потенциального участника конкурса Мистер Вселенная. Пиппен же был недооцененным игроком школы, у которого не было даже законченного школьного образования в Центральном Арканзасе, пока тот не попал на второй курс колледжа.

Мэлоун создал себе отличную репутацию, научившись одним и тем же способом доставлять максимальные неприятности своим оппонентам. Его можно было бы назвать машиной, которая игру за игрой, год за годом превращала пик-н-роллы и быстрые прорывы Стоктона в очки. Почтальон закончил карьеру с показателем – 36 928, чуть-чуть не дотянув до рекорда Карима Абула-Джабара. «У Карла самые лучшие руки в мире», — так сказал Стоктон о своём партнёре в одном из многочисленных интервью. А Пиппен на площадке запомнился своей универсальностью, умением выполнять всё очень качественно: Скотти, будучи ростом чуть выше двух метров, был великолепным защитником, обладал хорошим броском, был отличным созидателем, здорово работал под щитами.

Если Пиппен всё время находился в тени Джордана, то Мэлоун постоянно подвергался другой «напасти»: сравнению с Чарльзом Баркли. Они были лучшими форвардами своего времени, что иногда служило именно Мэлоуну дурную службу: Баркли умел своей игрой развлекать публику, благодаря чему был более популярен, нежели Почтальон. В своей работе «Книга баскетбола» Билл Симмонс исписал 8 страниц, сравнивая Баркли и Мэлоуна, в итоге поместив их на 19 и 18 места соответственно в списке лучших баскетболистов НБА за всё время существования лиги. Среди преимуществ Карла были отмечены крепкое телосложение и более уверенная игра в обороне. Весьма справедливые выводы.

Пиппен и Мэлоун своей игрой завоёвывали статус «звёзд» в совсем непростое время. Представления об НБА тогда совпадали со средневековыми представлениями людей о том, что Земля – центр Вселенной, и всё вращается вокруг неё. Тогда в роли Центра Мироздания выступал Джордан. Пусть и с конца 80-х Майкл будет относиться к Пиппену как к младшему брату (идея называть 33-го номера «Чикаго» детским именем, Скотти, принадлежит именно Джордану). В 1992 году журналист Sportsillustrated хотел задать несколько вопросов Пиппену о его потрясающем атлетизме. В глубине души форварда «Буллз» отлично понимал, что он превосходил Его Воздушество в этом аспекте, но Скотти никогда не говорил этого на публике. Джордан, который как обычно стоял рядом, в итоге признал, что Пиппен, возможно, обогнал бы его в забеге, будь они легкоатлетами. Но не более того.

Если Пиппен всё время находился в тени Джордана, то Мэлоун постоянно подвергался другой «напасти»: сравнению с Чарльзом Баркли. Они были лучшими форвардами своего времени, что иногда служило именно Мэлоуну дурную службу: Баркли умел своей игрой развлекать публику, благодаря чему был более популярен, нежели Почтальон.

Пиппен всегда чувствовал себя удивительно уверенно на площадке в любой ситуации. Возможно, он всегда верил в то, о чём начал говорить относительно недавно: «Я действительно был хорошим игроком». Думаю, что потребовалось немало времени, чтобы он это осознал. Не стоит придавать очень много значения этому эпизоду, но всё же, кажется, он сыграл огромную роль в карьере Пиппена: шестой матч против «Портленда» в финале лиги в 1992 году. При счете 79:64 в пользу «Трэйл Блэйзерс» Фил Джексон усадил на скамейку всю стартовую пятёрку, включая Джордана, оставив на площадке лишь Пиппена. Именно Скотти тогда стал автором одного из самых запоминающихся камбэков в истории НБА. Матч закончился со счетом 97:93. А все до сих вспоминают лишь летающего Джордана, его борьбу с Дрекслером и слова Адельмана о том, что против них играл не человек.

Летом того же года весь мир увидел, насколько хорош Пиппен. За те шесть недель, что он провёл в составе Дрим-Тим, выявились некоторые интересные вещи. Во-первых, Джордан в разы сильнее остальных. Во-вторых, Баркли со своим артистизмом на площадке порой затмевал и самого Майкла. В-третьих, Пиппен – второй в мире баскетболист после Джордана. Да, Бёрд и Мэджик уже заканчивали карьеру, но это не отменяет факта потрясающего универсализма Пиппена. Пусть Скотти и играл почти всю карьеру в тени Джордана, он – одна из основных составляющих успеха Его Воздушества. Когда Пиппен повесил кроссовки на гвоздь, казалось, что он навсегда смирился со своей ролью в НБА – тень Майкла, но отлично осознавая и тот факт, что и Джордан без него не добился бы таких высот.

С одной стороны, у Мэлоуна восхождение было более простым. Партнёр Почтальона по команде, Стоктон, был абсолютным антиподом Джордана. Джон считал, что хорошая игра та, когда его никто не замечает (что случалось довольно часто). Но если Пиппен играл за команду из крупного города, то на что пришлось пойти Мэлоуну, чтобы играть за «Юту»? Порой Карл буянил, возмущался, говоря, что его недооценивают, а потом сдавливал своих оппонентов, а то и двух. А мог и нанести противнику травму, как это было с Айзеей Томасом, которому наложили 40 швов на лоб после одного из столкновений.

С другой стороны, тихий, консервативный Солт-Лейк был отличным местом для простого парня из глубинки (о покупке нового минивэна своему отцу Карл говорил как о рождении ребёнка), пусть он и был афро-американцем в городе, где 90% населения – белые. В 1992-м Мэлоун, выбравшись на пикник, не запер дверь своего автомобиля (игроки НБА никогда ничего не оставляют незапертым). Во время пикника к нему подошла семейная пара средних лет со словами: «Мы думаем, что вы — величайший игрок. Вы оказываете положительное влияние на наших детей». Этот эпизод отлично подчёркивает менталитет жителей Солт-Лейк Сити – города, который тогда напоминал маленький рай.

Итак, Скотти и Почтальон введены в Зал Славы. Что же они привнесли в баскетбол? Они являются олицетворением золотой эпохи НБА конца 80-х – начала 90-х. Их имена вечно будут фигурировать в журналах, альманахах и памяти болельщиков.

Почтальону нравилось то, что баскетбол предоставил ему полную независимость. В свободное время он мог заниматься всем тем, что любит: путешествовать, заниматься скотоводством и столярничеством, кататься на мотоцикле, участвовать в реслинг-шоу (уверен, многие помнят его бой против Халка Хогана и Дениса Родмана) – Мэлоун играл не ради денег. По крайней мере, один сезон стал отличным примером для тех, кто не верит ему. Мэлоун не заслуживает своим поступком Медали за Отвагу, но, став свободным агентом в 2003-м, он отказался от пролонгации договора с «джазменами» и подписал контракт с «Лейкерс», «потеряв» 18 миллионов долларов. Всё это было сделано ради одного – чемпионского титула.

Пусть тогда ему и Пэйтону было почти по 40 лет, они всё равно приносили огромную пользу команде. Пресс-конференцию, в связи с подписанием двух ветеранов, отменили из-за проблем Коби Брайанта в Колорадо (многие помнят ту неприятную историю с «изнасилованием», в которую вляпался Чёрная Мамба). Таким было начало последнего сезона Почтальона, который закончился поражением в финале от «Детройта» со счетом 4:1. «Вы знаете… я исчерпал себя», сказал по окончании сезона Мэлоун. Никто ему не поверил, все думали, что он останется и побьёт рекорд Абдул-Джабара. Но он не стал. И покинул игровую площадку навсегда. Без перстня, но тем не менее гордый за себя.

Если вы помните, то и карьера Пиппена закончилась похожим образом. Он до последнего верил, что сможет выиграть чемпионат с «Портлендом», что ему не нужен Джордан, чтобы выиграть титул. Но в 2000 году, когда у «Трэйл Блэйзерс» было больше всего шансов на победу, в седьмой игре против «Лейкерс», калифорнийцы умудрились отыграть дефицит в 15 очков и выиграть финальную серию Западной конференции. Проведя в сезоне 2003/04 23 игры за «Чикаго», команду, которую развалили в 1998-м, он решил завершить свою карьеру.

Но схожие ситуации были у всех великих. Бёрд, который мучился от проблем со спиной, ничего не добивался с 87 года, Мэджик после выступления за Дрим-тим так и не смог вернуться в баскетбол (сезон 1995 года не в счёт). Ну, и на последок – Джордан с его мучениями в составе «Вашингтон Буллетс» в течение двух лет. Выступал Майкл безусловно весьма достойно, но на то он и величайший.

Итак, Скотти и Почтальон введены в Зал Славы. Что же они привнесли в баскетбол? Они являются олицетворением золотой эпохи НБА конца 80-х – начала 90-х. Их имена вечно будут фигурировать в журналах, альманахах и памяти болельщиков. Ведь для простого обывателя, эти два игрока – образцы, которые из ничего добились величия и мирового признания, осуществив американскую мечту.

Комментарии